Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Меню сайта

Лента новостей

апрель 2017 онлайн тестирование по финансовой грамотности 9-а,б, 11а

март 2017 Деловая игра "Финансовые рынки" 9-а,б

январь 2017 Деловая игра "Финансовые рынки" 11-а

декабрь 2016 Деловая игра "Жизнь делового города" 10-б, 8-а

октябрь 2016 Деловая игра "Заработать на жизнь" 9-б

октябрь1016 Деловая игра "Торги на фондовой бирже" 9-а

февраль 2016 Экономический практикум "Конкуренция"

декабрь 2015 Экономический практикум "Потребитель в экономике"

ноябрь 2015 Экономический практикум "Производительность труда" 

октябрь 2015 Экономический практикум "Строим дом"

23.04.2015 Заключительное мероприятие районного проекта "Экономика жизни"

23.01.2015 Деловая игра для старшеклассников Фрунзенского района

5.12.2014 Экономический практикум "Фондовая биржа" в 9-а классе 

ноябрь 2014 Экономический практикум "Книжная фабрика" в 7-х классах

ноябрь 2014 Олимпиада  "Потенциал России - школьники за предпринимательство"

сентябрь 2014  Экономический практикум "Производство пиццы" в 9-а, б, в классах

май 2014 Открыты первые страницы по истории развития предпринимательства во Фрунзенском районе

21-22.05.2014 Участие старшеклассников лицея  в акции "День дублера" фоторепортаж , видео

25.04.2014 Деловая игра "Человек на рынке труда" для учащихся 9-10 классов фильм

18.03.2014 Экономический практикум "Потребитель в экономике" в 5-а классе

14.03.2014 Экономический практикум "Рынок яблок" в 5-б классе

26.02.2014 команда учеников 9-б класса участвовала в городском фестивале "Город мастеров" фоторепортаж

05.02.2014 Деловая игра "В мире бизнеса" для учащихся 5-х классов фоторепортаж

январь 2014 Экономический практикум для учащихся 6-х классов "Производительность труда" фоторепортаж

21.01.2014 Экономический практикум "Заработать на жизнь" в 7-б классе фоторепортаж

31.10.2013 деловая игра "В мире бизнеса" для учащихся 6-а,б,в классов фоторепортаж


Архив новостей


Вы на сайте

Купчино на рубеже 19-20 веков

 

В описании С.-Петербургской губернии 1838 года в казённой деревне Купчино указано 302 жителя обоего пола.

В списке селений С.-Петербургской губернии при губернском статистическом комитете 1856 года в деревне указано 40 дворов, 112 душ.

В списке населённых мест Российской империи за 1862 год в деревне насчитывается 42 двора, 273 жителя обоего пола.

В 1905 году в деревне официально проживает 342 человека, имеется 62 двора.

 

  

Фрагмент описания С.-Петербургской губернии 1838 г.                 

 

 

Фрагмент списка населённых мест по сведениям 1856 г.        

 

 

Фрагмент списка населённых мест по сведениям 1862 г.           

 

 

Фрагмент карты С.-Петербургской губернии 1863 г.                  

 

 

Фрагмент карты С.-Петербургской губернии 1868 г. 

 

Фрагмент Памятной книжки Санкт-Петербургской губернии 1905 г.                

   К началу XX века в деревне существовало две улицы. Население деревни занималось в основном животноводством, огородничеством и извозом. В деревне имелись: школа, читальня, кузница, пожарное депо, где дежурили члены добровольной дружины. В 1909 году жителями деревни был заложен собственный храм – деревянная церковь во имя Преподобного Герасима. Проект церкви был создан в русском стиле архитектором И. Соколовым. Строительство велось гражданским инженером В. Сарандинаки на пожертвования купца И. Шустрова, купчинского крестьянского общества и других благотворителей. Вокруг церкви было небольшое кладбище. Церковь была закрыта в марте 1938 года и полностью разобрана во время Великой Отечественной войны. У главной улицы, на правом берегу реки, восточнее деревни, было другое, большее по размеру, кладбище. До войны на кладбище была деревянная Троицкая часовня. До начала 1990-х годов недалеко от этого места можно было найти остатки надгробий.
   После революции жителей Купчина объединили в колхоз имени Тельмана. Колхозные угодья располагались южнее деревни. Тут же находились колхозные строения: правление колхоза, клуб, школа, скотный двор. Колхоз просуществовал до начала Великой Отечественной войны.

 

Кирпичный завод Кирсанова

 

   Местность, о которой ниже пойдёт речь, хорошо известна нынешним купчинцам, и ничем особо не примечательна. Это территория вокруг Дунайского путепровода, непосредственно примыкающая к железнодорожным путям. Здесь расположены многочисленные гаражи и автостоянки. Тут же протекает Волковский канал, по правому берегу которого проходит улица-призрак – Балканская улица. Непосредственно у железнодорожных путей проходит другой, "старый", Волковский канал. Проходит он параллельно "новому". В настоящее время канал уже не проточный.
   С давних времён неподалёку от этого места существовала пустошь Куккарова (Кукарово). Пустошь упоминалась ещё в шведских переписях – Kuckaroua ödre (1634), Kuckerewo hööslagh (1651),  Kockara ödhe (1680).* Пустошь была неразрывно связана с деревней, и даже когда в начале XVIII века Купчино переходило от одного владельца к другому, Кукарово давали "в довесок".
   В середине XIX – начале XX века Петербург активно развивался. Промышленная революция уже дала свои всходы, как в самом городе, так и в его окрестностях возводились самые разнообразные предприятия и производства. Не отставало и жилищное строительство. Но если в центральных, фешенебельных районах богатые горожане могли использовать самый разнообразный строительный материал, в том числе и привозимый из далека, то на окраинах города строители предпочитали использовать самый прочный и универсальный на тот момент строительный материал – кирпич.
   Известно, спрос рождает предложение. И произросли повсеместно, как грибы после дождя, многочисленные кирпичные заводики. К началу XX века в Петербурге и окрестностях действовало более 80 частных кирпичных предприятий. Одним из таких предприятий стал завод, основанный петербургским купцом Александром Максимовичем Кирсановым.
   А. М. Кирсанов родился в 1850 году, купец 2 гильдии, православный, проживал в Петербурге в Спасской части, на Фонтанке, в доме 73. С ним проживала жена Параскева Михайловна, сыновья Владимир, Александр и дочь Мария.
   Завод был сооружён в 1899 году южнее деревни Купчино, на девятой версте Царскосельской железной дороги, в непосредственной близости как от железнодорожных путей (западнее их), так и от протекавшей здесь Чёрной речки.
   Как правило, подобные предприятия основывались в местах, в близи которых была возможна добыча сырья для производства, а именно – глины и песка. Также, необходимым фактором было наличие поблизости воды. Всем этим требованиям место отвечало вполне, и к производству приступили. Во времена расцвета предприятия, на нём трудилось 90 рабочих.
   Как и большинство производителей кирпичей, Кирсанов ставил на свою продукцию клейма, являвшиеся своеобразной торговой маркой. К тому же, ещё с 1847 года закон обязал производителей клеймить кирпичи для удостоверения принадлежности заводу и гарантии качества выпускаемой продукции. Собирателям и знатокам кирпичных клейм хорошо известны результаты деятельности завода Кирсанова.

    

кирпич кирсанов

 

кирпич кирсанова

 

кирпич завода кирсанова

 

А. М. Кирсанов

Фотографии кирпичей с сайта Владимира Смирнова

Фотографии кирпичей обнаружены в социальной сети

 
 

кирпичный завод Кирсанова

Фрагмент карты окрестностей С.-Петербурга 1909 г.                                                                           Увеличить

  

кирсанов купчино

Фрагмент из книги "Фабрично-заводские предприятия Российской ИмперииЛ. К. Езиоранского  1909 г.  (стр. 531)

  

   Как грамотный предприниматель, Кирсанов не мог не озаботится вопросом разработки сырья для производства. И обнаружил его в непосредственной близости, несколько южнее места самого производства.
   Логично предположить, что выработка глины для завода производилась южнее самого предприятия, на том месте, где ныне расположены гаражные кооперативы, стоянки и  электродепо "Московское" (ТЧ-3) Московско-Петроградской линии. Именно здесь также существовали карьеры, напоминающие места бывших выработок. А также восточнее железнодорожных путей, между путями собственно и руслом Чёрной речки, уходящим в этом месте на восток. Одна из первых карт с указанием этих карьеров – карта 1909 г.

     

Фрагмент карты окрестностей С.-Петербурга 1909 г.

     

   Карьеры западнее железнодорожных путей имеют характерную форму усов, расходящихся веером от железной дороги. Это может означать, что добыча глины здесь велась старым и довольно простым способом. Прокладывалась вспомогательная (временная) колея. И далее грунт при помощи соответствующего механизма выбирался прямо в вагонетки, стоявшие на этой колее. Затем вагонетки перемещались примерно на 900 м на север, к разгрузочной площадке завода, где сгружали глину на ленты транспортеров. Не исключено, что использовалась насыпь Царскосельской железной дороги.

   

  

   Впоследствии карьеры были залиты водой. На карте 1939 года выработанные карьеры западнее железной дороги показаны с надписью "Озера". Очевидно, к этому времени они были давно заброшены. Все эти новообразования отлично просматриваются на аэроснимках времён войны и на спутниковых снимках 1960-х годов. Карьеры восточнее железной дороги вероятно разрабатывались и в более поздние времена, но это уже совсем другая история.

     

Аэроснимок 1939 года

Фрагмент немецкой аэрофотосъемки Ленинграда 1939 г.        (Московка)                                              Увеличить

  

   Период активной деятельности завода Кирсанова пришёлся на первые годы XX века. По некоторым данным, уже с 1906 года производство пошло на убыль, и вскоре прекратилось.
   
Общеизвестно, что потомственный почётный гражданин, купец второй гильдии Дмитрий Иванович Тырлов-Жданков производил кирпичи на выкупленных им в 1893 и 1896 годах заводах И. Д. Соболева и А. И. Фукса. Первый завод располагался возле села Усть-Ижорка, второй – в колонии Овцино.
   
Единственным, к настоящему времени обнаруженным упоминанием о том, что Тырлов-Жданков являлся также и владельцем кирпичного завода, ранее принадлежавшего Кирсанову, является объявление в еженедельном журнале "Зодчий" Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов, № 27 от 6 июля 1914 года. Никакой другой информации связывающей Тырлова-Жданкова и Купчино к настоящему времени не обнаружено. Но судя по данному объявлению, которое начали печатать в "Зодчем" с 25 мая 1914 года и закончили 28 сентября того же года, Тырлов-Жданков использовал бывший завод Кирсанова только сезонно, а возможно только один сезон (подобных объявлений за другие года нет). Такого рода использование сезонных рабочих подтверждает статья о Тырлове-Жданкове в книге М. Н. Барышникова "Деловой мир Петербурга".
   К
ирпичный завод близ Царскосельской железной дороги обозначался на ряде карт Санкт-Петербургской губернии, вплоть до 1917 года.

  
 

Тырлов-Жданков кирпичные заводы

 

Тырлов-Жданков кирпич

Тырлов кирпич

Тырлов-Жданков кирпичное клеймо

Дмитрий Иванович Тырлов-Жданков

  

   Сложно сказать, сохранялись ли какие-либо заводские постройки в предвоенное время. На картах же 1930-х годов на этом месте указывается странное название "Купч". Обычно такие обозначения ставятся на картах, когда хотят показать административно-территориальную принадлежность какой-либо обособленной группы строений к определенному населённому пункту. В данном случае картограф вероятно имел в виду, что это строение также следует считать относившимся к деревне. Нельзя исключать, что это могли быть строения, некогда принадлежавшие кирпичному заводу.

  

Снимок 1966 года

Фрагмент спутникового снимка 1966 г.                                                                                                         Увеличить

 

   В настоящее время напоминаниями о заводе Кирсанова могут служить, разве что, отметки на старых картах, да кирпичи в коллекциях собирателей.  Последние следы, какие могли бы сохраниться со времён существования завода, были стёрты при прокладке Витебского проспекта и реконструкциях Волковского канала. Практически все карьеры западнее железной дороги были засыпаны при постройке гаражей, метродепо, Витебского проспекта. Последняя, сохранившаяся от них часть, – это пруд, известный ныне в народе как "Кислое озеро". Карьеры восточнее путей были засыпаны при строительстве новых корпусов торгового комплекса "Балкания Нова".

 

Фрагмент спутникового снимка 2008 г.                                                                                                 Яндекс     Google

 

 

Кислое озеро

 

Кислое озеро

 

Кислый пруд

 

 

Кислое озеро

 

 

Полный размер   Фото август 2013 г.

Полный размер   Фото август 2013 г.

Полный размер   Фото август 2013 г.