Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Меню сайта

Лента новостей

апрель 2017 онлайн тестирование по финансовой грамотности 9-а,б, 11а

март 2017 Деловая игра "Финансовые рынки" 9-а,б

январь 2017 Деловая игра "Финансовые рынки" 11-а

декабрь 2016 Деловая игра "Жизнь делового города" 10-б, 8-а

октябрь 2016 Деловая игра "Заработать на жизнь" 9-б

октябрь1016 Деловая игра "Торги на фондовой бирже" 9-а

февраль 2016 Экономический практикум "Конкуренция"

декабрь 2015 Экономический практикум "Потребитель в экономике"

ноябрь 2015 Экономический практикум "Производительность труда" 

октябрь 2015 Экономический практикум "Строим дом"

23.04.2015 Заключительное мероприятие районного проекта "Экономика жизни"

23.01.2015 Деловая игра для старшеклассников Фрунзенского района

5.12.2014 Экономический практикум "Фондовая биржа" в 9-а классе 

ноябрь 2014 Экономический практикум "Книжная фабрика" в 7-х классах

ноябрь 2014 Олимпиада  "Потенциал России - школьники за предпринимательство"

сентябрь 2014  Экономический практикум "Производство пиццы" в 9-а, б, в классах

май 2014 Открыты первые страницы по истории развития предпринимательства во Фрунзенском районе

21-22.05.2014 Участие старшеклассников лицея  в акции "День дублера" фоторепортаж , видео

25.04.2014 Деловая игра "Человек на рынке труда" для учащихся 9-10 классов фильм

18.03.2014 Экономический практикум "Потребитель в экономике" в 5-а классе

14.03.2014 Экономический практикум "Рынок яблок" в 5-б классе

26.02.2014 команда учеников 9-б класса участвовала в городском фестивале "Город мастеров" фоторепортаж

05.02.2014 Деловая игра "В мире бизнеса" для учащихся 5-х классов фоторепортаж

январь 2014 Экономический практикум для учащихся 6-х классов "Производительность труда" фоторепортаж

21.01.2014 Экономический практикум "Заработать на жизнь" в 7-б классе фоторепортаж

31.10.2013 деловая игра "В мире бизнеса" для учащихся 6-а,б,в классов фоторепортаж


Архив новостей


Вы на сайте

Историческая справка

История развития территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Фрунзенский район  - один из крупнейших в городе (3% от территории города) районов, который был образован в 1936 году. Фрунзенский район расположен на юго-востоке Санкт-Петербурга. Западная и восточная граница проходят по линиям железной дороги Витебского и Московского направления соответственно. На юге Фрунзенский район граничит с Адмиралтейским, Невским, Центральным, Московским, Пушкинским и Колпинским районами. 

По площади территории, равной 3.7 тыс. га, Фрунзенский район занимает четвертое место после наиболее крупных территорий города. На его территории находится 1086 жилых зданий с общим числом квартир 157,5 тыс. и площадью 8,4 млн.кв.м. Население района составляет 402,1 тыс. чел. – это 8,5% населения Санкт-Петербурга. Назван в честь Михаила Васильевича Фрунзе, одного из наиболее крупных военачальников Красной Армии во время Гражданской войны.
 
По свидетельствам историков, земли Фрунзенского района в 15 веке принадлежали Новгороду. После захвата в начале 16 века этой территории шведами, она была заселена финнами-переселенцами. Во время Северной войны Петр Первый вернул земли России. К началу 20 столетия территория района представляла собой сельскую местность, где развивалось сельское хозяйство и животноводство. Историческим центром района является Купчино. Купчино, находившееся от города на расстоянии 3-х километров, было большим селом. В начале 30-х годов 20 века здесь был создан колхоз имени Тельмана, основан полустанок Купчино на линии Витебской ж/д, построены школа, церковь, пожарное депо. В 1960-е годы южная часть Фрунзенского района стала массово застраиваться жильем и спустя 20 лет, эта территория превратилась в огромный жилой массив, получивший название Купчино.
 

История территорий нынешнего Фрунзенского района

   С давних времён известны некоторые поселения, находившиеся на местах, которые подпадают под территорию современного Фрунзенского района. И самым древним из сохранившихся, без сомнения, является Волкова деревня. В переписной окладной книге Водской пятины 1500 года упоминается деревня Судола. Большинство историков сходятся во мнении, что это и есть деревня, известная впоследствии, как Волкова. Располагалась она на реке Сетуй, это не что иное, как нынешняя Волковка. Кроме Судолы на этой территории указывается ещё ряд населённых пунктов, но об их дальнейшем развитии история умалчивает. В более поздние времена появляются упоминания и о деревне Купчинова. Такое или примерно такое название упоминается в шведских хрониках с 1619 года. Впоследствии, со сменой государственной принадлежности (территория отошла Швеции), на картах местности появляются финские названия. Изменяется и Купчинова. Теперь это Купсилла. Но владычество Швеции продлится не долго. Всё вернётся на круги своя, и люди и названия.
   В 1703 году основывается Санкт-Петербург и это событие в той или иной степени оказывает влияние на всю окружающую местность. Одной из первых грандиозных строительных идей Петра I можно по праву назвать Лиговский канал. Канал был сооружён в 1718 – 1721 годах по проекту Г. Скорнякова-Писарева для питания фонтанов Летнего сада. Канал начинался на юго-западе у реки Лиги (ныне – река Дудергофка), вытекающей из Дудергофского озера, и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (в прошлом – Бассейная улица) и Греческого проспекта. Канал выполнял свои, изначально предусмотренные, функции не долго и к концу XIX века пришёл в запустение. Некоторое время канал использовался как хранилище питьевой воды. Был сооружён подземный деревянный водопровод, по которому вода из канала подавалась в особо важные здания того времени. Впоследствии канал был частично засыпан и превратился в улицу города.

 

 

Фрагмент карты С.-Петербурга 1828 г. (Шуберта)                        Увеличить

   В XVIII – XIX веках в районе канала находились извозчичьи дворы, питейные дома, чайные и другие заведения, создававшие негативную репутацию этой части города. С конца XIX века Лиговка приобрела статус одного из самых криминальных районов города. Хулиганство и бандитизм процветали здесь и в период советской власти вплоть до конца 1940-х годов.
   Другим, искусственно созданным каналом, стал Обводный. Канал сооружался с 1769 по 1833 годы. Первоначально канал был задуман как городской ров для пограничных и таможенных целей а также, как дамба, защитное сооружение от наводнений. Со стороны города канал был укреплён валом, как оборонительный объект. В середине XIX века Обводный канал стал важной судоходной артерией города, берега канала стали активно застраиваться, по каналу осуществлялась транспортировка грузов к быстрорастущим и развивающимся промышленным предприятиям.

 

 

Фрагмент карты С.-Петербурга 1830 г.                              Увеличить

   В 1837 году была открыта первая в России железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. Хотя на освоение близлежащих местностей это коренным образом не повлияло, остановок тут поезда не делали.
   На картах города середины XIX века отображались только Лиговка (Лиговский канал), Волкова деревня и Волково поле. Вся эта местность объединялась тогда названием "Каретная часть". Обводный канал длительное время считался границей города. Деревня Купчино же находилась далеко от границы города и отображалась только на картах губернии.

 

Фрагмент карты С.-Петербургской губернии 1831 г.

 

   К концу XIX века ситуация не сильно изменилась. В районе Боровой, Екатеринославской (Днепропетровской) и Разстанной (Расстанной) улиц сформировалась жилая застройка. Царскосельская железная дорога вошла в состав Московско-Виндаво-Рыбинской. А вся эта местность стала административно именоваться Александро-Невская полицейская часть.

 

 

Фрагмент карты С.-Петербурга 1890 г.                              Увеличить

Фрагмент карты Петрограда 1916 г.                                 Увеличить

 

   В начале XX века граница города проходила по трассе будущей улицы Салова, а тогда безымянного проезда. Южнее находились пустыри и огороды. Впоследствии на картах стали обозначатся село Романово и посёлок Николаевский.
   Деление города на полицейские части было отменено в 1917 году. Было введено деление на районы. Описываемая выше городская территория в 1917 году отошла к Первому Городскому району, с 1922 года – к Володарскому, а с 1930 года – к Московскому району Ленинграда.

 

 

Создание Фрунзенского района

 

   В апреле 1936 года последовало очередное постановление о разукрупнении районов. 9 апреля 1936 года был образован Фрунзенский район, в состав которого вошли часть Октябрьского и Смольнинского районов. Тогда же был образован Фрунзенский райсовет.

 


Фрунзенский район в границах 1936 – 1961 гг.        Фрагмент схемы Ленинграда (текст)

 

   Границы вновь созданного района были следующими: с юга – Обводный канал; с востока – железная дорога московского направления; с запада – Международный (ныне – Московский) проспект; с севера – набережная реки Фонтанки, улица Дзержинского (ныне – Гороховая улица), улица 3-го Июля (ныне – Садовая улица), Чернышёв переулок (ныне – улица Ломоносова), Загородный проспект, Кузнечный переулок.
   При этом, вся территория южнее Обводного канала сохранила принадлежность к Московскому району. К нему относились посёлок им. Шаумяна, Рылеево, совхоз "Ударник". Южная граница города проходила по Куракиной дороге. Деревня Купчино же относилась к Слуцкому району Ленинградской области.

 



Фрунзенский район в границах 1936 – 1961 гг.        Фрагмент карты Ленинграда 1939 г.          Увеличить

   В таком виде Фрунзенский район просуществовал до весны 1961 года. В апреле того года, как по мановению волшебной палочки, район превратился из одного из самых маленьких в один из самых больших районов Ленинграда. К Фрунзенскому району отошла вся территория южнее Обводного канала вплоть до границы города, ограниченная с запада и востока линиями железных дорог витебского и московского направлений. Бо́льшая часть вновь присоединённых территорий представляла собой совхозные поля, частные огороды и пустыри. Однако уже близилось время начала глобального панельно-блочного строительства и новому Фрунзенскому району в этом плане отводилась не последняя роль.

 

 

Фрагмент схемы Ленинграда из атласа 1977 г.              Фрунзенский район в границах 1961 – 1973 гг.     Увеличить

   В 1973 году вся территория района севернее Обводного канала была поделена между Ленинским, Куйбышевским и Смольнинским районами. От первоначального Фрунзенского района не осталось ничего.
   Результатом такого перераспределения явилась странная ситуация, когда все административно-хозяйственные органы района оказались вне его пределов. Только в начале 1980-х годов Фрунзенский райсовет переехал в новое здание на Пражской улице с набережной реки Фонтанки, 76, где располагался ранее. Позднее оттуда же выехал Фрунзенский райвоенкомат. Он разместился в одном из самых старых в Купчине зданий на Южном шоссе. И уж совсем недавно, в начале 2000-х, с Фонтанки же, на проспект Славы переместился Фрунзенский ЗАГС.
   Существовали и другие странности. Например, вплоть до начала 1980-х годов большинство школ северного Купчина были приписаны к зубной поликлинике на Загородном проспекте (близ Витебского вокзала), куда и возили детей на регулярные профилактические осмотры. До недавнего времени вне пределов района располагался также и наркологический диспансер, а психоневрологический диспансер Фрунзенского района и поныне расположен на южном берегу Обводного канала, в Адмиралтейском районе.

  

  

Карта Фрунзенского района 1992 г.

 

Фрагмент карты С.-Петербурга 2008 г.                           Фрунзенский район в границах 2011 г.     Увеличить

   После 1973 года границы района не сильно изменились. Разве что, чуть отодвинулись от окружной железной дороги на юг и южной границей района ныне является кольцевая автомобильная дорога. В настоящее время является четвёртым по величине занимаемой площади из всех районов города.

Современность Фрунзенского района

 

   Территория, охватываемая современным Фрунзенским районом может быть условно разделена не несколько частей:
         Лиговка – территория южнее Обводного канала, между Боровой и Днепропетровской улицами и далее, до пересечения с путями железной дороги витебского направления
         Волково (Волкова деревня) – территория, включающая в себя окрестности станции метро "Волковская", Волковские кладбища, Камчатскую, Касимовскую улицы и Расстанный переулок
         Купчино – вся остальная территория района, располагающаяся южнее Соединительной железной дороги и вплоть до окружной железной дороги

   Купчино же, в свою очередь, можно разделить на следующие составляющие:
         Волково (Волково поле, Ракетное поле), включающее в себя комплекс Ново-Волковских кладбищ, Стрельбищенскую и Витебскую Сортировочную улицы
         Фарфоровский Пост – территория западнее железнодорожной платформы Фарфоровская (выделяется в силу черезвычайной оригинальности и богатой истории)
         Северное (Старое) Купчино – вся остальная территория севернее проспекта Славы
         Южное (Новое) Купчино – территория южнее проспекта Славы до окружной железной дороги
         Обухово – промзона, непосредственно примыкающая к одноимённой железнодорожной платформе с запада

 

 

Фрагмент карты С.-Петербурга 2008 г. с нанесёнными условными историческими названиями

   С точки же зрения административного деления района, ситуация выглядит так:

  Муниципальные образования Фрунзенского района   
Муниципальный округ № 71 "Волковское"
Муниципальный округ № 72
Муниципальный округ № 73 "Купчино"
Муниципальный округ № 74 "Георгиевский"
Муниципальный округ № 75
Муниципальный округ № 76 "Балканский"

   С точки зрения строителей существует деление района на кварталы: